Шахматы. Часть третья. Революция. Занавес.

planet chess Итак, давайте подведем итоги. Или посмотрим, каким образом шахматы связаны с нами, проявляются в каждом из нас.

Мы рассмотрели три различных уровня этой Игры, три ее составляющие. Опять Троица. Ну никуда от нее не уйдешь! Эти же уровни характерны для человеческого сознания. Они подобны трем этажам здания под названием «человек». Эти три этажа наполнены всевозможными комнатами и подсобными помещениями, но о них у нас пойдет речь не сейчас. Я просто привожу вам метафору для создания образа, для облегчения понимания.

Так что шахматы, с одной стороны, показывают нам эти три этажа сознания, три уровня бытия человека, с другой стороны, они дают нам понимание того, как это сознание может развиваться. Понимаете, все зависит от нашего местонахождения в этом самом доме, то есть, в нас самих. Мы можем жить на первом этаже и даже не подозревать о существовании чего-то там наверху. Вам кажется, что это невозможно, но именно так и происходит с большинством из нас. Дело в том, что здание это не простое. Этажи-то в нем есть с самого начала, а вот лестниц и лифтов – нету! Поэтому человеку, привыкшему жить на первом этаже и не глядящему наверх, и в голову не придет, что над ним еще что-то есть. Как фигурке на шахматной доске неведомо про существование игрока. Лестницы-то нет! Нет связи! Второй этаж имеется, а лестницы-связи нет! И лифт не работает!

Исходя из этого, становится понятной и задача – построить лестницу или починить лифт для более скоростного передвижения по этажам. Но вся трудность заключается в том, что фигурка, живущая на первом этаже, уверена, что она живет в ОДНОэтажном доме! А зачем в этом случае лестница? К чему лифт?

И отсюда становится очевидной, прямо-таки вытекает еще одна задача, предшествующая строительству лестницы. Задача эта – самая главная, ибо именно с нее начинается так называемый «внутренний рост» или подъем по этажам своего здания. И задача эта – задрать голову вверх и УВИДЕТЬ второй этаж!!! В принципе, это одно и то же, так как, задрав голову, сразу же видишь и этаж! Попробуйте, поднимите голову! Что вы видите? – Небо!!! Правда многие видят лишь ОБЛАКА, но… если вы видите облака, не теряйте интерес к подниманию головы, потому как однажды вы все-таки увидите Небо, и тогда уже никаким облакам не удастся обмануть вас. Небо – это и есть другой этаж вашего дома.

Итак, вернемся все же к шахматам. И вспомним наш вопрос в начале разговора. Почему шахматы можно назвать игрой Жизни? А вот почему: во-первых, шахматы показывают нам три уровня (этажа) нашего дома (нашего Я, сознания) и, во-вторых, шахматы рассказывают нам, как построить лестницу-связь между этими этажами и как стать ДОМОМ. То есть, Целым. Домом, объединяющим все три уровня-этажа и того, кто в этом доме живет.

Давайте сейчас пройдемся немного по этим уровням-этажам нашего сознания.

Итак, первый уровень я назвала «плоскостным сознанием». На самом деле, сознание не может быть плоскостным или каким либо другим – оно и есть сознание. Плоскостным является уровень. Но для простоты обозначения я буду говорить «плоскостное сознание». A chess board at Yerevan's Vernissage foreshadows things to come?Плоскостное сознание — это сознание фигурок (ролей) на доске (плоскости). Можно назвать его также «ролевым сознанием». Это — первый уровень-этаж снизу. Я не определяю его низшим уровнем, потому как низ и верх понятия тоже относительные. Встаньте на голову, и все, что было низом, станет верхом, а верх опустится вниз.

Так вот. Плоскость – это просто проекция. Самая простая и самая понятная проекция. Самый простой способ сказать нам нечто о том, о чем и сказать что-то невозможно. О Божественности. Плоскость – это намек на это самое невыразимое. Это – способ выражения.

Наш ум – весьма ограниченный субъект. Он не в состоянии объять необъятное. Вот для того, чтобы как-то помочь ему в этом благородном деле, были придуманы проекции. Проекция – это не сам предмет, это намек на него. Но, поняв намек, можно кое-что понять и о предмете. Понимаете мою мысль? Понимая проекции, наш ум постепенно становится все более и более объемным и превращается в РАЗум.

Кстати, про ум. Я тут как-то озадачилась одним вопросом об уме, и ко мне пришла такая вот любопытно-интересная информация. Очень хочу ей с вами поделиться.

А дело вот в чем. Есть такое слово АУМ. В индуизме считается, что это священный звук творения. Интересное слово — А-УМ. Какая-то связь с умом явно прослеживается.

Сначала я задалась вопросом, почему это слово (или мантра) является звуком творения. И что вы думаете? Оно действительно этим самым и является! Почему? Сейчас объясню. Но чтобы это понять, а вернее ощутить, вам придется проделать одно нехитрое упражнение. Попробуйте вдохнуть, а затем выдохнуть. Но не просто выдохнуть, а пропустить воздух через голосовые связки. Проще говоря, вдохните через нос, а выдыхайте ртом. Не напрягайтесь, просто откройте рот пошире и выдыхайте. Все остальное произойдет само собой! Если вы нигде ничего не напрягали, то заметите, что звуковым сопровождением выдоха и будет это сакральное слово АУМ. Причем!!! звук буквы А будет соответствовать полностью открытому рту (то есть дверь между вашим внутренним и внешним полностью открыта); буква У появится тогда, когда ваш рот начнет закрываться; а Мычать вы станете уже с закрытым ртом.

Эти три звука, образующие священный АУМ – есть три стадии взаимообщения внутреннего и внешнего: полная открытость (поток идет беспрепятственно), полуоткрытость-полузакрытость (поток начинает сужаться) и закрытость (поток прекращается). Если к этому еще вспомнить наш разговор про дыхание, то вам станет совсем ясно, почему мантра АУМ – звук творения. Ведь Творение происходит на ВЫДОХЕ. Это есть материализация (озвучивание) выдоха (энергии, которая выходит вовне). Воздух, который невидим и неслышен, становится звуковой вибрацией, проходя через наше горло, голосовые связки. Другими словами – через препятствие.

Хочу еще заметить, что слово АУМ получается само собой, естественно, когда мы не делаем никаких усилий – открыли рот (помните, как любят говорить доктора «Откройте рот и скажите ААА»), а потом начали его закрывать. Истинное Творение происходит само собой. Это просто то, что мы отдаем миру.aum3 И еще. У тех же самых индуистов считается, что наш мир был образован выдохом Брамы. Вот уж воистину «В начале было СЛОВО…» И слово это было АУМ. Или выдох. Брамы.

Очень часто в духовных практиках звук АУМ заменяют звуком ОМ. Буква О есть нечто среднее между А и У. Это тот самый кругляшок, который образуется, если приложить чуточку усилие и округлить губки. Наверно, в целях экономии времени, дабы не тратить лишних букв, была произведена такая замена. Опять-таки журнал такой есть. Глянцевый. Но если вы посмотрите источники, то увидите там АУМ. Троицу.

А теперь перейдем к уму. Ум – это АУМ без А. То есть, что же это получается? Получается присутствие отсутствия или отсутствие присутствия открытости. Дверь-то уже закрывается. Поток сужается. А в конце и вообще прерывается. То есть, Творение-то «выдохнулось», сотворилось, а вот дверь, которая соединяет это сотворенное с внутренним источником, закрылась. Ум и видит то, что вытворилось, а понять этого не может! Видит око, да зуб неймет! Связь с источником либо минимальна (У), либо ее совсем нет (М)! Только и остается, что ходить и мычать…

И вот, исходя из всего этого безобразия (в полном смысле этого слова, так как связь с источником – это связь с образом, заложенным в творение), что нам делать остается? Остается нам ум наш превращать в АУМ. Добавлять ему открытости. Не сужать его до полной закрытости. Вот для этого и существуют проекции. Чтобы могли мы на их примерах наш драгоценный ум развивать, расширять, открывать. Чтобы в результате всех этих действий наш ум однажды смог превратиться в РАЗУМум на раз… на здесь-и-сейчас. Жизнь меняется, и ум за нею. Куда она, туда и он. И не вставляет он больше ей палки в колеса, а катится вместе с колесницей Жизни по дорогам Бытия. Что может быть лучше такого путешествия?

проекция ракушки Но вернемся к доске с фигурками. К плоскости. Плоскостному мышлению. Самому простому. К геометрии. Кстати, вы заметили, что в школе геометрия была одним из не самых простых предметов. Я уже не говорю про стереометрию… Так что, научиться понимать проекции и видеть в них изначальный предмет ох как непросто! А надо! Нам же лестницу на второй этаж построить надо!

Мы уже подробно разбирали доску и фигурки и говорили, что смысл, заложенный в них – равновесие. То есть, при всей своей кажущейся и очевидной дуальности, мир един и равновесен. Целое сплетено из противоположностей, рождает противоположности и само рождается противоположностями. А значит, нет места никакой борьбе, есть только взаимодействие. Каково же это взаимодействие на плоскости? Какой урок мы должны усвоить, живя на первом этаже?

Если смотреть и жить на плоскости, то и получается, что всю жизнь приходится играть ту или иную роль. И неважно, пешка это или король – все равно ролевые рамки вносят ограниченность и раздвоенность. А значит, ведут к всевозможным страданиям. Страдания – это и есть результат ограниченности.

Плоскость – это житие в горизонтали. Плоскостное мышление приводит к страданиям, потому как оно максимально ограничено . Если мы олицетворяем себя с фигурками на доске, то постоянно являемся жертвами обстоятельств. Кто-то движет нами, а кто – мы не видим! Ведь мы не умеем или не хотим поднять голову вверх! Мы не видим измерение вертикали! И что тогда получается? Получается, что фигурка не может изменить себя. Она лишь следует определенной роли. И ответственность у нее – минимальна! Она не думает – за нее думают! Она лишь двигается, послушная воле игрока. Минимум свободы, минимум ответственности, но и максимум страданий.

Однако, даже на первом этаже есть возможность ролевого роста. Помните пешку, которая может стать Королевой? Помните ролевую эволюцию от пешки через Башню, Коня, Слона к Королеве? Даже живя на первом этаже, на плоскости, есть возможность развиваться. Проигрывая роль за ролью, мы набираем опыт, мы растем! Мы становимся профессионалами, мастерами своей роли. Мы познаем себя через эту роль! И это необычайно ценно. Это закладывает фундамент самопознания или расширения ума. Проходя через все роли, мы шаг за шагом строим наш первый этаж. Он же – фундамент. Каков фундамент – таково и здание! Не исследовав каждый закоулок первого этажа, нет смысла лезть на второй – можно провалиться в неизвестное!

Вся разница между живущими на первом этаже фигурками — в их идентификации. Кто-то зацикливается на своей роли (идеи, принципы, убеждения, рамки) и на каждом перекрестке кричит, что он Слон. То есть Офицер. А кто-то начинает понимать, что может совмещать в себе несколько ролей одновременно. То есть, в зависимости от ситуации быть то пешкой, то Конем, а то и Королевой. Эти самые вторые уже начинают догадываться о существовании игрока или второго этажа. Сама их способность быть более гибкими, непривязанными к одной роли, является лестницей к живущим на втором этаже игрокам. Им только стоит посмотреть вверх, и они уже смогут узреть не туман да облака, а игрока, сидящего на этих самых облаках и машущего им ручкой.

Идем далее. Стоить посмотреть вверх, иными словами, добавить к плоскости вертикаль, как тут же появляется игрок. Игрок – это те самые руки, которые двигают фигурки на доске,two hands и тот самый ум, который двигает руки, которые двигают фигурки на доске. Игрок – это тот самый житель второго этажа, который в любой момент времени может выбирать любую роль. Игрок – это тот, кто уже владеет пространством! Пространство (или объем) – это плоскость плюс вертикаль. А потому, назовем этот уровень «пространственным мышлением». Это уже стереометрия. Высший пилотаж.

Сейчас, для лучшей иллюстрации сказанного, мне хочется привести один пример.

Помните Водяного из мультика, который все время пел, что ему летать охота, и который все время вздыхал и горевал? Почему ему ничего не оставалось, как только горевать и вздыхать – страдать, то есть? Да потому, что он был так привязан к своему болоту (своей роли), что она (эта привязанность) не давала ему взлететь (сменить роль). Он только вздыхал, только мечтал. При плоскостном мышлении водяной – он и есть только водяной, и ему по жизни заказано сетовать, вздыхать и горевать по тому, что «охота» — по полету. Даже если при огромном желании он превратится в свою подружку – пиявку иль лягушку, то все равно не взлететь – болотно-плоскостное мышление не подарит ему крыльев.

Игрок – это уже другой уровень. Это качественный скачок. Это как электрон, который перескакивает на другую орбиту, и качество вещества меняется. Он и водяным может быть, когда в болото очень захочется, он и в птицу может обратиться, когда общение с лягушками и пиявками надоест. Он и пешкой пойдет, и королевой. Ему что? Все у него в руках. Он не привязан ни к тому, ни к другому. Он выглядит таким свободным! Вот казалось бы, чего еще человеку надо? Играй кем хошь!chessДа не КАК хошь. И это тот самый тонкий момент, где кроется ограниченность игрока. Тут кроется ЕГО страдание. Потому как, какой бы фигуркой он не играл, а следовать ему приходится тем правилам, которые придуманы не им! И вынужден он соблюдать эти правила, ибо какая игра без правил? Правила – они же порядок! Игрок не может менять порядок, он лишь может меняться сам в пределах этого порядка.

Итак, игрок может менять роли, но обязан следовать правилам, порядку данной Игры. И этот момент проявляет ограниченность игрока. Игрок, с одной стороны, со стороны плоскости, свободен, а с другой стороны – ограничен. И это доставляет ему определенные страдания.

Какова же задача игрока? Чем занимается второй уровень-этаж? Игрок – это мост. Мост между фигуркой и создателем. Между полной несвободой и абсолютной свободой.bridge1 Это – полусвобода. И эта половинчатость приносит игроку страдания. Страдания игрока – это страдания зрелого эго, которое может многое, но которое привязано к правилам. Поэтому задача игрока – поднять себя над эго, над последней ограниченностью. Для решения этой задачи игрок осваивает ответственность. Он растет в ответственности. Ответственность – это четкое понимание и видение действия закона Причины-Следствия. От безответственности фигурки сознание движется к ответственности игрока. Игрок уже прекрасно знаком со всеми ролями. Именно знание ролей дает ему возможность понимать, как эти роли можно использовать. На втором этаже игрок научается не просто двигать фигурки, совершая очередной ход, но и видеть, как каждый из его ходов влияет на ситуацию партии в целом. Для того, чтобы помочь ему в этом непростом понимании, для ответной связи существует партнер. Только слившись с партнером можно полностью осознать целостность Игры. Только слившись с партнером можно стать полностью ответственным и осознающим Игру и себя в ней. Совершенствуясь в искусстве и науке Отвественности, от партии к партии игрок начинает все более и более видеть следствия, происходящие от причин, начинает постигать мудрость Игры и ее Создателя.  И это освобождает его. От зависимости перед правилами. Не то, чтобы он начинает нарушать их, он начинает сливаться с ними, разуметь их. Порядок становится для него не навязанным извне, а естественным, присущим и ему самому. Ведь он сам решил участвовать в этой Игре, сам выбрал ее для своего роста. Это понимание освобождает Игрока от страданий, от последней ограниченности. Он начинает видеть всю картину всей Игры в целом. А видеть Игру в целом – это значит преодолеть не только пространство, но и время. Это значит, вступить в Вечность.

Вечность – это третий этаж. На этом этаже живет Создатель. Создатель — это игрок, освоивший пространство и вышедший за его пределы, а автоматически и за пределы времени.head Помните, я говорила, что закон Причины-Следствия является законом Прошлое-Будущее. Заметьте, в моем определении нет Настоящего. Именно. Потому как Настоящее не относится ни к пространству, ни к времени, оно относится к Вечности. Здесь-и-сейчас – это абсолютно иная реальность. Пребывать в Настоящем – значит обрести Вечность. Пространство и время не есть что-то раздельное, они существуют вместе, одновременно. Это — последняя дуальность, которую следует осознать перед вступлением в Вечность. Осознав ее, человек абсолютно естественным образом выходит за все пределы и сливается с Неделимым, Безвременным, ВездеСущим и ВсегдаСущим. Иными словами, с Богом. С Создателем.

Я не знаю, кто и что располагается ЗА создателем – туда мой разум еще не заглядывал, но и этого для меня вполне достаточно. И здесь пока работы непочатый край. От водяного в болоте до создателя – путь нелегкий и весьма протяженный.

Эпилог.

И дерзайте, друзья! Не стесняйтесь. Проходите, проживайте каждую роль. От пешки до королевы идет эволюция. Проиграйте разные роли. Тогда произойдет прыжок, революция. Вы станете игроком. Вам будут знакомы все роли не понаслышке и не по прочитке, а по-настоящему! Вы будете чувствовать и знать сущность каждой роли. Вы будете ценить и уважать каждую роль, потому как поймете их нужность на «шахматной доске». Только так вы сможете стать игроком. Научиться этому невозможно. Игрок – это просто конечная точка эволюции «фигурного сознания».  Это качественный скачок. Революция. У игрока своя задача. Игрок учится быть ответственным. Хорошо зная каждую роль и изучив шахматную доску вдоль и поперек, игрок учится делать правильные ходы. Он учится искусству игры. Он учится двигаться по жизни, меняя роли и направления движения и постигая, к чему это приводит. Он оттачивает мастерство взаимодействия части (фигурки) и целого (доски в целом). И только постигнув игру (данный порядок) в ее целостности и во взаимосвязи с самим собой, он становится создателем. Это еще один качественный скачок. Последняя революция. Он способен создавать свою собственную игру, свой собственный порядок, устанавливать свои собственные правила. И это есть максимальная свобода и максимальная ответственность.

Фигурки подобны Животным. Игрок – Человеку. Создатель – Богу. Говорят, что Человек – это мост между Животным и Богом. Возможно. Все хорошо на своих местах и все необходимо в свое время. Невозможно научить Животное быть Человеком – оно само должно им стать. Человек – это просто конец Животного и начало Бога. Можно выразить это и другими словами, через другие понятия. К примеру, через три состояния вещества: Твердое, Жидкое и Газообразное. Вода, например, как жидкость, является конечной точкой для льда (твердое) и начальной для пара (газообразное). Не принимайте мои слова напрямую. Я лишь пытаюсь что-то обозначить, на что-то намекнуть. Мои слова – это лишь палец, указывающий на Луну, это не сама Луна. Но проследив за моим пальцем, вы можете увидеть Луну, и тогда мой палец больше не нужен.

Я не прошу вас представить обезьяну, превращающуюся в человека. Обезьяна так и останется обезьяной. Человек – это точка разрыва. Точка, где накопление количества, эволюция прекращается. Количество переходит в качество. Новое качество. Это скачок. Точно также как для льда количество градусов 0 превращают его в воду, а 100 – в пар. Эти точки – точки превращений, точки кардинальных изменений. Поэтому мои слова не значат, что хорошо выдрессированное шимпанзе превращается в один момент в человека.shimpanzee3 Нет. Животное – это лишь определенная роль, определенный вид энергии, чистое воплощение божественной идеи. В человеке содержатся все животные, все роли, все энергии. И человек становится Человеком, когда он осознает в себе все эти роли, когда он их понимает и способен выразить в зависимости от условий и обстоятельств.

Невозможно научить Человека быть Богом. Бог – это просто конечная точка Пути Человека. Не пройдя этот Путь, невозможно стать Богом. И все мы проходим свой Путь.

Но чудо состоит в том, что каждый из нас – это и фигурки, и игрок, и создатель. Каждый из нас уже изначально — большой и дружный трехэтажный дом. Каждый из нас – это и Путь, и идущий по этому Пути. И каждый из нас сам выбирает, на каком отрезке Пути и кем на данный момент ему надлежит быть. А потому, играя пешку, не заботьтесь о своей «ущербности» — ведь в любой момент в вас присутствует Король. Просто играйте хорошо! Играйте со всей душой! Не халтурьте! Хорошо сыгранная роль становится отыгранной, она обогащает нас новым опытом, она открывает дорогу к новым ролям и новым превращениям. Плохо сыгранная роль остается недоигранной, она постоянно тянет назад и продолжает создавать одни и те же ситуации. Просто увидьте это!

Путешествуйте по вашему дому, посещайте все этажи, заходите во все комнаты! Но просто помните, что, даже задержавшись на первом этаже, вы в любой момент можете оказаться на третьем. Это ВАШ дом! И ВЫ в нем хозяин! И вы сами решаете, как вам жить!

Я желаю вашим фигуркам новых ролей, приветствую ваших игроков и склоняюсь в поклоне перед вашими создателями!

С любовью, Еленаодин на один

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

2 комментария на “Шахматы. Часть третья. Революция. Занавес.”

  1. Валерий 0-3:

    Однако удивила, Леночка Природа! Сына Леса…

    • Jivan:

      Да я и сама удивленная хожу, Валер! Чем больше живу, тем больше удивляюсь. Вернее, дивлюсь. Как же все интересно!

Оставить комментарий